Несколько важных выводов о тенденциях и состоянии российского образования.
- Вузы-лидеры растут, отсталые — отстают ещё больше
Средний балл ведущих вузов растёт, а непопулярные теряют все остатки привлекательности. Разрыв между ними увеличивается. Такая динамика наблюдается в основном в вузах инженерных и технологических, а также естественно-научных направлений (биология, география, математика, физика, химия). В ВШЭ делают вывод, что в обществе растёт востребованность инженеров и специалистов в области естественных наук, при этом параллельно растёт и количество бюджетных мест. В итоге сильные абитуриенты выбирают престижные вузы, которые могут дать им нужный уровень образования (даже если оно платное), а троечники заполняют избыточные бюджетные места в вузах-аутсайдерах.
- Спрос на профессии учителя и медсестры растёт
Сильно выросла доля абитуриентов с высокими баллами (больше 70), подававших документы на специальность педагога. 46% зачисленных против 36% в прошлом году. Количество абитуриентов с низкими баллами (ниже 56) сократилось с 19 до 15%. Медицинские вузы занимают высокие позиции в рейтингах ежегодно, но летом 2016 вырос средний балл у направления «сестринское дело», что случилось впервые.
- Сельское хозяйство совсем непопулярно
При огромном количестве (больше 11 тысяч) бюджетных мест на сельскохозяйственное направление документы подают только выпускники с низким результатом ЕГЭ. При этом просто сократить количество бюджетных мест тут невозможно: экономике необходимы выпускники этих специальностей.
- Возрос интерес к специальностям творческих направлений
Несмотря на постоянные споры о пользе и особенностях обучения журналистике (и другим творческим специальностям) в вузах, абитуриенты голосуют за них ногами. Вырос средний балл на «рекламу и связи с общественностью», «журналистику и литературное творчество», «лингвистику и иностранные языки», «востоковедение и африканистику». На эти направления принято в несколько раз больше студентов, чем выделено бюджетных мест.
Поделиться с друзьями: